Шатровые храмы на Руси

 Уникальный тип русского зодчества,

не имеющий аналогов в мире

 – шатровые храмы, –

появился на рубеже XV – XVI веков

и вскоре получил распространение по всей стране.

Главная отличительная черта этого стиля заключается в том, что церковь венчается не куполом, а шатром. В русском деревянном зодчестве форма шатра была особенно распространена. Несмотря на то, что типология церковной архитектуры перенималась Древней Русью из Византии, традиционную для византийской культуры форму купола в дереве передать было очень сложно, а потому в русском деревянном зодчестве она практически не использовалась. Более напоминающие стиль западноевропейской готики шатровые церкви полюбились русским зодчим в первую очередь благодаря технической простоте возведения.
   Немного позже начали строиться шатровые храмы из камня. Их появление на Руси некоторые исследователи связывают с традицией строительства храмов‑памятников, приуроченных к какому-либо важному событию. Самой первой выполненной в шатровом стиле считается возведённая в начале XVI века Троицкая (ныне Покровская) церковь в Александровской слободе, служившая дворцовым храмом великого князя Василия III. Шедевром русского шатрового зодчества считается Вознесенская церковь в Коломенском (1532; на фото). Другим блестящим образцом является центральный придел храма Василия Блаженного на Красной Площади.
В середине XVII столетия церкви перестали завершать шатрами: по мнению патриарха Никона, форма шатра была неподобающей чину. До XIX века известны лишь немногие шатровые храмы, построенные после церковной реформы 1653 года: одношатровые церкви в Аннине, Петровском и Талице, трёхшатровые в Ярославле и Александровой пустыни под Рыбинском, храмы-колокольни в Киржаче, Тейкове, а также некоторые другие. Куда больше шатровый стиль в те времена использовался при строительстве колоколен. 
На рубеже XIX–XX веков церкви с шатровым завершением стали появляться вновь благодаря моде на эклектику и так называемый псевдорусский стиль. К шатровому стилю нередко обращались и крупнейшие архитекторы эпохи модерн – К. А. Тон и Ф. О. Шехтель.

 

______________________________________________________________

МИР ПРАВОСЛАВИЯ

   Каменные шатровые храмы Руси уникальны. Но это и стало причиной того, что после церковной реформы патриарха Никона, решившего привязать православное богослужение и архитектуру к греческому образцу, стали строить в основном пятиглавые храмы. До того шатровые церкви в России возводились по указам царей, их строили в царских сёлах, боярских имениях. Так, в Медведкове, подмосковной вотчине князя Дмитрия Пожарского, был поставлен храм Покрова Богородицы. Он прославился ещё и прекрасным иконостасом, который выполнила артель во главе с Карпом Золотарёвым. Читайте в номере очерк Бориса Шеватова, посвящённый этому замечательному мастеру.

             

 http://www.nauka-i-religia.ru/modules.php?name=Content&op=showpage&pid=763                      

Рубрика: