Понять себя и друг друга , Мир религии глазами детей.

В Государственном музее истории религии (Санкт-Петербург) с 2008 года успешно действует музейно-педагогическая программа «Мир религии глазами детей». Она создана с благородной целью – помочь детям понимать другую, не свою национальную культуру и другие вероисповедания, воспитать толерантное к ним отношение, научить жить в мире и согласии с тем, кто не такой, как ты. Это относится и к людям с иными физическими и интеллектуальными возможностями. Так Музей вносит свой вклад в организацию диалога между людьми разных культурных и религиозных традиций.

Защитники Земли Русской. Матвей Дебердеев, 7 л.; Кристина Лобастова, 7 л. Руководитель А. Г. Моисеева. Санкт-Петербург, ГБДОУ детский сад № 29 Василеостровского района.  

 

   В Государственном музее истории религии (Санкт-Петербург) с 2008 года успешно действует музейно-педагогическая программа «Мир религии глазами детей». Она создана с благородной целью – помочь детям понимать другую, не свою национальную культуру и другие вероисповедания, воспитать толерантное к ним отношение, научить жить в мире и согласии с тем, кто не такой, как ты. Это относится и к людям с иными физическими и интеллектуальными возможностями. Так Музей вносит свой вклад в организацию диалога между людьми разных культурных и религиозных традиций.
   В рамках программы в Музее прошли конкурсы и выставки по темам «Мир семьи и религии», «Начало начал – Мировое древо», «Что наша жизнь? Вода!», «Есть ли жизнь на небе?», «Орёл, Телец и Лев». На Всероссийский конкурс 2012–2013 годов «Воинство небесное и земное», посвящённый 1150‑летию Российской государственности, 400‑летию окончания Смутного времени и 200‑летию Бородинского сражения, 1500 школьников представили около 340 коллективных произведений. В них ребята изобразили семейных, домашних и своих личных защитников и покровителей, а также покровителей России, её городов и различных краёв. 
   В этом году в выставке и конкурсе «Мир религии глазами детей» приняли участие Национальный Музей республики Татарстан, Государственный историко-архитектурный и этнографический музей – заповедник «Кижи», Переславль-Залесский Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
   На конкурс отбираются только коллективные произведения. Работа над ними помогает детям учиться работать в группе и, принимая собственные решения, соотносить их с общими целями.
   Программа «Мир религии глазами детей» – масштабный проект, предусматривающий работу с детскими творческими коллективами в течение учебного года. Дети посещают занятия на экспозиции, обсуждают с педагогом темы конкурсных работ и, наконец, участвуют в выставке ГМИР. Оценивают их произведения представители музейного сообщества, администрации города, творческая интеллигенция.
   Детям, которые не могут прийти в Музей из-за физических ограничений, помогает наша программа «Я приведу музей к тебе!»: музейные педагоги проводят выездные занятия в социальных учреждениях, в ходе которых используется богатый изобразительный материал из коллекции Музея.
   На сайте нашего Музея в электронном виде была организована виртуальная экскурсия «Воинство небесное и земное» – в помощь участникам конкурса во всех областях России. Это очень расширило музейную «аудиторию», межличностные и социальные контакты.
   Создание художественных образов – прекрасный способ выражения детьми личного опыта, когда то, что не умеют выразить словами, они передают творческими средствами. Здесь даже не важно художественное мастерство, им владеет далеко не каждый, но сколько в детских работах неожиданных фантазий, символов и образов… Так ребёнок «заставляет» взрослых услышать его.
   Победителя определяет жюри, также проходит голосование на сайте Музея http://www.gmir.ru/children/child_proect/proect_now/child_proect_gallery/, по его итогам вручается приз зрительских симпатий, но независимо от результатов конкурса каждый участник получает грамоту и, что, возможно, важнее всего, – общественное признание.
   Несомненно, Музей становится местом встречи разных культур, которые ведут разговор в нейтральном музейном пространстве. Хочется надеяться, что он продолжится и за его пределами, в нашем огромном и разнообразном в своих проявлениях мире.

Ирина ДОНИНА,
заведующая отделом образовательных программ
и музейной педагогики ГМИР

 

______________________________________________________________

 

 

 

 

   Силы Небесные. Дмитрий Каруссар, 9 л.; Полина Котылевская, 9 л.; Дарья Постникова, 9 л.; 
Дарья Савина, 9 л.; Серафим Скоробогатов, 10 л.; Татьяна Фесенко, 9 л.; Анна Куцова, 9 л. 
Руководитель Е. В. Хотина. Санкт-Петербург, Охтинский центр эстетического воспитания.

 

 

   Хранительница земли русской. Римма Ахметзянова, 11 л.; Полина Егорова, 11 л.; Мария Ефимова, 11 л.; Татьяна Каршева, 9 л.; Полина Романенко, 7 л. Руководители Ф. Р. Графова, А. П. Маслова, О. И. Королевская. г. Казань, Центр детского технического творчества «Факел», объединение « Художественное конструирование», объединение «Технический дизайн «Сувенир»
    

 

 

 

   Русские богатыри. (фрагмент) Виктория Егорова, 8 л.; Дарья Смородина, 9 л.; Дарья Ерёмина, 9 л.; Виолетта Нуждина, 9 л. Руководитель: Е. Б. Калугина. Санкт-Петербург, Школа № 546, кружок дополнительного образования «Колонок»                    

 

 

   Макет «Бородино». Максим Литвинец, 13 л.; Николай Гапша, 13 л.; Наталья Переходкина, 13 л.; Александр Згурский, 13 л.; Оксана Поликарпова, 13 л.; Марта Рябова, 13 л.; Анастасия Михайлова, 13 л.; Валентина Апевалова, 15 л.; Вера Глазачёва, 14 л.; Ольга Гриневич, 14 л.; Елена Морейская, 15 л.; Мария Кириллова, 14 л.; Анастасия Соколова, 13 л.; Валерия Блинова, 14 л. 
   Руководители: В. Н. Лиленко, С. В. Чайка. Санкт-Петербург, Школа-интернат (I вида) № 1   

 

 

 

 

   Архангел. Александр Лавров, 9 л.; Влад Макарьев, 9 л.; Виктория Москаленко, 9 л.; Евгений Мощенко, 10 л.; Павел Цыганов, 9 л. Руководитель: А. Д. Дмитриева. Санкт-Петербург, Школа (VI вида) № 616, Центр «Динамика»