По дороге, ведущей к Храму

 

   Архивариус: 

В прошлый раз мы остановились на том,

что Бог создал животных и человека:
   И создал Господь Бог человека из праха земного,

и вдунул в лице его дыхание жизни,

и стал человек душею живою.

И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке (от себя добавлю, что это название часто произносят немного по-другому: «в Эдеме»), и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.

   Тата: Какая красота! Всё, что нужно человеку, было в раю! Живи и радуйся! Адам и Ева в раю. Гравюра Г. Доре. 1864–1866
   Архивариус: И дальше в Библии читаем:

   И взял Господь Бог человека, [которого создал] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь (…), ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь.

   Кирюша: Вот этого я совсем не понимаю! Говорят же: «Знание – сила!» В школе нас учат, дома учат, в кружках, на стадионе – и то учат! И повторяют: «Корень учения горек, зато плод его сладок!» А тут, оказывается, Бог не велел есть сладкие плоды с дерева познания! Он что – против знаний?
   Архивариус: Кирюша, мы же договорились – не перебивать раньше времени. Но раз уж я всё равно остановился, позвольте обратить ваше внимание на то, что Бог запретил есть плоды не с дерева познания…
   Тата: А с дерева познания добра и зла!
   Кирюша: Какая разница?
  Архивариус: Огромная! Только давайте прочитаем весь эпизод и потом уж поговорим. Дальше рассказано о том, что Бог привёл к человеку всех животных и птиц, чтобы он дал всякой живой душе имя. А потом создал человеку жену.

   И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились. Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрёте, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что даёт знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.

    Кирюша: Уже можно спросить? Что же плохого люди сделали?
   Тата: Во‑первых, Бога не послушались: не велено было трогать эти плоды, а они их ели. И что значит взять без спроса чужое? Как это называется?
   Кирюша: Ну, украли они эти плоды. Глупо: всё у них было, не голодные же ходили! Но, конечно, красть нехорошо – грех! А что они узнали, когда у них глаза открылись?
   Тата: Что они наги! Голые то есть.
   Кирюша: Ну и что? В раю ведь тепло было, зачем им одежда?
   Тата: На пляже летом тоже тепло, но ведь ты в плавках загораешь! А я в купальнике. Так принято.
   Кирюша: Кем?
   Тата: Людьми! Нам батюшка объяснял: у птиц и рыб, у собак и зайчиков нет чувства стыда – они трусики или рубашки не носят.
   Бабушка: Так что же здесь на самом деле означают слова: «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги»? Как вы думаете?
   Кирюша: Я понял! Они узнали, что они люди! Бог и задумал человека как царя природы. Я – человек, а значит, хозяин и царь природы!
  Тата: Смотри, гордый какой! Какой ты царь? Настоящий хозяин – тот, кто заботится. А ты вчера в лесу муравейник поджёг – сам рассказывал! Тебе что, муравьи мешали?
   Бабушка: Вот вам и второй грех, в который впали прародители, да ещё какой тяжкий – грех гордыни. Самый живучий.
   Архивариус: Да вот ещё беда: человек выделил себя из природы и противопоставил всему живому и дышащему в ней, стал всем чужим. Это очень плохо – потому что первые люди были совершенно не готовы стать хозяевами земли.
   Кирюша: А причём тут добро и зло? Вы же сами говорили – плоды были не с дерева знания, а с дерева познания добра и зла!
   Архивариус: Как вы думаете, Кирюша, волк почему ягнят ест?
   Кирюша: Потому что есть хочет.
   Архивариус: Но ведь он их ворует из овчарни, так?
   Кирюша: Да уж если волка поймают – шкуру сдерут, это точно!
   Архивариус: А совесть волка мучает? Он задумывается над тем, хорошо это или плохо – ягнят воровать? Что воровать – вообще грех?
   Кирюша: Какой же это грех? Так в природе положено: волки едят ягнят или зайцев, зайцы гложут деревья – очень, кстати, яблони любят, поэтому сады собаки охраняют. И никто из них… ой, понял: никто из них не различает добро и зло! Такого в природе вообще нет! А человек знает, что хорошо и что плохо! Но с Адамом и Евой что произошло? Они ведь не умерли?
   Архивариус: Не спешите. Читаем дальше:

   И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая…
   

   Кирюша: Ага – струсили! Это уже третий грех!
   Тата: Кирюша!..

   …И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся…

   Кирюша: Врёт! Он же в этой, как её, опояске!

   …И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.

   Тата: Настоящий мужчина ни за что бы так не сказал, взял бы вину на себя! Она же его не заставляла – мог и сам отказаться, и её отговорить. Стыдно!
   Кирюша: А что там дальше было?
   Тата: Потом Бог проклял змею и повелел ей ползать на брюхе. Сказал, что люди будут ненавидеть и убивать змей. А Адама и Еву ангел с огненным мечом выгнал из рая. Вот и всё!
   Архивариус: Тата, вы пропустили очень важные моменты. Во‑первых, Бог наказал жену, и очень болезненно, сказав, что рождать детей своих она будет в болезни. Спросите своих мам, легко ли вы им дались. Во‑вторых, Адаму повелел трудиться в поте лица своего до самой смерти. Но самое страшное – это обращённые к Адаму такие слова Бога: «Проклята земля за тебя...» Изгнание Адама и Евы из рая. Гравюра Г. Доре. 1864–1866
   Тата: А землю-то за что?
   Кирюша: Не за что, а почему… Ты разве не знаешь, как человек землю запакостил? Мы с папой на рыбалку ездили, так он чуть не плакал: на его самом любимом месте, почти на берегу Ладоги, кто-то такую свалку устроил! Подожди, значит, в Библии про экологический кризис написано? Ничего себе!
   Архивариус: Слушайте дальше:

   И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их. И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простёр он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.

   Кирюша: Вот оно что! Плохо – стыдно – ходить голыми, плохо воровать чужое, плохо врать и перекладывать вину на другого! Это значит – у человека совесть проснулась! Если бы не она, жил бы себе Адам в раю – и никаких бы бед не было! Или ещё лучше – соврал бы Богу, что ничего не крал, его бы с Евой не выгнали из рая, а они бы съели плоды с дерева жизни и стали бессмертными…
   Тата: Да, прямо как Сатана и его воинство. Они поначалу были ангелами, а потом согрешили – и Господь прогнал их с небес. И теперь они в аду живут – в геенне огненной. И грешники с ними! Чего хорошего?
   Кирюша: В аду – это, конечно, плохо. Но когда ещё этот ад будет? Я, может, девяносто лет проживу! Да может, его и нет – ада этого.
   Тата: Значит, совести у тебя нет? Я с тобой после этого и разговаривать не хочу: неизвестно, чего от тебя ждать…
   Кирюша: Совесть у меня есть. Давеча у бабушки с комода десятку стянул – потому что Мишке задолжал, надо было срочно отдать. Я так мучился, пока бабушке не признался… Она меня простила, только очень долго выговаривала, что брать без спросу даже у своих – грешно, что я могу вором вырасти и чуть ли не разбойником. А я отмороженный, что ли? Мне и так стыдно было!
    Тата: Почему отмороженный?
    Бабушка: Полагаю, это метафора.
   Архивариус: Вы когда-нибудь что-нибудь отмораживали? Слава Богу, что нет. Дело в том, что отмороженная рука, нога, нос или палец поначалу лишаются чувствительности. А потом – если вовремя не принять меры – начинается гангрена, человек гниёт заживо и умирает страшной мучительной смертью. Так и с совестью. Если у человека отмирает совесть – он погибает. Так что берегите совесть, дорогие мои! Она – страж нашей жизни.
   Бабушка: У верующего человека совесть – это способность чувствовать свои грехи, мучиться от этого понимания. Но даже у того, кто не верует, совесть может быть очень чувствительной.
   Кирюша: Чувствительная совесть – это тоже не здорово. Из-за любой мелочи мучиться – чего хорошего? Слегка приврать или ещё что по мелочи – какой это грех?
   Архивариус: Скажите, Кирюша, вам случалось кому-либо завидовать? Как вам кажется, зависть – это большой грех или маленький?
   Кирюша: Конечно, маленький. Я часто кому-нибудь завидую. Вон Генке велик купили классный, а он мне его даже потрогать не даёт, не то что покататься! У Мани дед – генерал, он её на парады с собой берёт…
   Архивариус: Послушайте-ка, что в Библии дальше, тогда и вернёмся к зависти. Итак, изгнанные из рая Адам и Ева стали жить в трудах, у них родились два сына – Каин и Авель. Потом Каин убил Авеля – и началась кровавая история человечества…
   Кирюша: Брат – брата? За что?
   Архивариус: А вот за что:  Каин убивает Авеля. Гравюра Ю. Шнорр фон Карольсфельда. 1852–1860

   И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Спустя несколько времени, Каин принёс от плодов земли дар Господу, и Авель также принёс от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. (…) И сказал Каин Авелю, брату своему: [пойдём в поле]. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его. И сказал Господь [Бог] Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?

   Тата: Какой ужас! Убил, потом струсил, потом соврал!
   Архивариус: Но сначала – позавидовал. И на землю пришла смерть. Так что Бог предупреждал Адама не зря.
   Кирюша: И столько бед из-за зависти? Нет уж, я буду стараться никому больше не завидовать! Это я так… Мне просто велик хотелось.
   Архивариус: Да не завидовали вы, Кирюша, никому. Верно сказали – вам тоже хотелось иметь хороший велосипед или побывать на трибуне для гостей во время парада. Настоящая же зависть – страшное, мучительное чувство, оно грызёт душу, как зверь. И за ним чередой идут преступления – одно страшнее другого.
   Кирюша: А Бог наказал Каина? Ведь он стал первым убийцей на земле! Убить его было мало!
  Архивариус: Бог наказал Каина страшнее: сделал его изгнанником и скитальцем на земле. Сам Каин тоже считал, что заслуживает самого тяжкого наказания. Он раскаялся, думал, что теперь всякий, кто его встретит, убьёт. Но Господь отметил Каина знаком, запрещающим его убивать, тот поселился к востоку от рая, и у него было потомство через сына Еноха. Между прочим, от него произошли, согласно Библии, Иувал – отец всех играющих на гуслях и свирели, Тувалкаин, который был ковачом всех орудий из меди и железа. Очень достойные люди… А у Адама и Евы родился третий сын – Сиф, и от него тоже пошли племена людей. Один из его потомков – Мафусал, или Мафусаил, – жил дольше всех людей на земле: девятьсот шестьдесят девять лет. Существует даже такое выражение – «Мафусаилов век». Это когда говорят о человеке-долгожителе.
    Кирюша: Почему же Бог не наказал Каина смертью? А слово «каяться» произошло от имени «Каин»? А Адам сколько жил?
   Архивариус: Адам жил на земле, согласно библейскому сказанию, девятьсот тридцать лет. Сиф – девятьсот двенадцать. Они вообще долго жили – библейские праотцы. А ответов на два других вопроса не дам – поищите сами.

Нонна ЯКОВЛЕВА

 http://www.nauka-i-religia.ru/modules.php?name=Content&op=showpage&pid=591

Рубрика: