Отрок Иисус в храме

Подобно методу Сократа
 – слушать и задавать вопросы,
тем самым приводя людей
к исцелению духа и,
как говорил сам Сократ,
служа «повитухой» при рождении мысли?
И скольким людям,
а на самом деле всем людям нужно,
чтобы кто-то, кому «не всё равно»,
задал тебе правильный вопрос,
который откроет в жизни какие-то новые возможности. 
 

 

   Вы никогда не замечали, насколько быстро после Рождества вдруг приходит Великий Пост и мы начинаем двигаться навстречу Кресту и Воскресению? Как если бы с первых страниц книги, отбросив середину, мы перескочили в самый конец повествования. И действительно – мы практически ничего не знаем о жизни Христа в Назарете. Как говорит апостол Иоанн, «многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин 21: 25).
   Нам почти ничего не известно об этих годах жизни Иисуса, но всё-таки мы помним один рассказ евангелиста Луки (Лк 2: 41–52). Это единственная зарисовка из жизни взрослеющего Христа, на самом деле отражающая не только Его юные годы, но при ближайшем рассмотрении становящаяся как бы иконой – образом чего-то очень важного, касающегося всей Его жизни. Давайте вместе посмотрим на эту «икону», задумаемся над её сутью и затем вернёмся к размышлениям о том, что она даёт нашему знанию о Христе.
   Итак, 12‑летний Иисус во время посещения Иерусалимского храма беседует с находящимися там учёными. И говорится, что Он внимательно слушает и задаёт вопросы. И что учёные мужи удивляются Его мудрости и глубине понимания.
   Слушая и перенимая знания от лучших умов того времени, Христос подаёт нам пример открытости к слушанию и принятию всего нового. Священник и ученый Тейяр де Шарден говорит о том, что Господь приходит к нам, облечённый в красоту мира, которую открывает наука. И в изучении её мы оказываемся вместе со Христом, слушающим учителей во храме.
   Но учёных мужей впечатлила не только Его способность к усвоению новых знаний, но и задаваемые Им вопросы. В этом отрывке чаще всего видят подтверждение раннего интеллектуального развития мальчика Иисуса, но если бы это выражалось только в каверзных вопросах, то эти учёные, как, впрочем, и все люди науки, а также все родители гениальных детей, больше бы раздражались, чем удивлялись: ну какие тут могут быть ещё вопросы?
   Возможно, вопросы, которые приводят к неожиданному «прорыву»? Подобно методу Сократа – слушать и задавать вопросы, тем самым приводя людей к исцелению духа и, как говорил сам Сократ, служа «повитухой» при рождении мысли? И скольким людям, а на самом деле всем людям нужно, чтобы кто-то, кому «не всё равно», задал тебе правильный вопрос, который откроет в жизни какие-то новые возможности. <…> 
   «Над» каждым человеком, каждой трудной задачей или неразрешимой проблемой есть действие Святого Духа, приводимое в реальность с помощью вопроса. Вопроса от кого-то, кто услышал и принял…
   Итак, перед нами «икона» Христа, слушающего и находящего нужный и освобождающий вопрос. <…> Слушание… Вопрошание… Ответ на которое глубже уровня мысли и предназначен для исцеления конкретного человека и всего мира.
   Продвигаясь вперёд по церковному календарю, так легко не заметить всю глубину образа Иисуса во храме. Но, как мне кажется, это ключ к пониманию того, Кто такой Иисус вообще. <…> 
   При всей своей важности этот опыт задуман не как конец нашего «богопознания», личного приближения ко Христу, но как его начало. Идя к Воскресшему Иисусу, Который всегда с нами, нам также следовало бы и узнать Его как можно ближе во всей Его жизни. Поэтому, в частности, Шарль де Фуко посвятил свою жизнь «подражанию» тем сокрытым годам в Назарете, стараясь соединить свою жизнь с жизнью Христа, который втайне от мира, но уже «спасает» его в каждый миг каждым Своим действием. И я думаю, что эта «икона» слушающего и задающего вопросы 12‑летнего отрока в Иерусалимском храме может открыть нам новое понимание личности нашего Господа и новое понимание нашего призвания как христиан – принимать всё с открытостью и находить исцеляющие вопросы в любви.
                                                                    Епископ Серафим (Сигрист)

 

 http://www.nauka-i-religia.ru/modules.php?name=Content&op=showpage&pid=766