О пророке Моисее, исходе из Египта и Скрижалях Завета

 
 

11. О пророке Моисее, исходе из Египта и
Скрижалях Завета

   Архивариус: Сегодня мы познакомимся с одним из самых замечательных библейских персонажей – пророком Моисеем. Библия начинается с Моисеева Пятикнижия. Вы уже знаете о первой книге – Бытие. Вторая книга называется Исход, потому что в ней рассказано о том, как Моисей вывел евреев из Египта.
   Бабушка: Если спуститься вниз по улице от римского храма Санта-Мария-Маджоре, о котором мы уже говорили, можно попасть в красивый храм Сан-Пьетро-ин-Винколи, в переводе – Святого Петра в цепях. Здесь хранятся цепи, в которые был закован апостол Пётр. И здесь же стоит величественная статуя Моисея работы Микеланджело. Посмотрите-ка сюда.
   Тата: Какой грозный старик!
   Кирюша: Не старик, а целый старичище! А почему у него рожки? Он же пророк, а не чёрт.
 Архивариус: Насчёт того, что это очень величавый старец, согласен, а рожки – просто недоразумение: в латинской Библии слово «лучи» ошибочно перевели как «рога». Так и изобразил его художник.
   Кирюша: Смотри, Тата, какие у него натруженные ноги. Он, наверное, очень много ходил.
   Бабушка: Верно подмечено. И приглядитесь: великий скульптор изобразил на ноге сбитый ноготь.   Эта очень выразительная деталь напоминает о том, что Моисей сорок лет бродил с евреями по пустыне в поисках Земли Обетованной.
   Тата: А что у него подмышкой? Книга – не книга, дощечки какие-то.
  Архивариус: Это Скрижали Завета – законы, которые Бог через Моисея передал евреям. Тот период, о котором мы говорили в прошлые встречи, – дозаконный, детство человечества, когда Бог управлял людьми непрерывно. А при Моисее Бог решил, что человеку уже нужно просто объяснить, что можно, а что нельзя, дать ему законы жизни и добиваться, чтобы он эти законы выполнял. И это было начало подзаконного периода, когда у евреев появились свои герои – вожди (цари), воины и пророки, то есть законная власть.
Моисей. Скульптура Микеланджело. 1515    Но вернёмся к Моисею. Имя его переводится как Спасённый из воды, и тому есть все основания. Считается, что родился Моисей в середине второго тысячелетия до Рождества Христова в Египте. К тому времени потомки Иосифа жили в стране фараона около четырёхсот лет. За это время они расплодились, расселились по всей земле египетской и разбогатели. Это не могло нравиться фараону и вообще египтянам, так что евреев стали преследовать как нежеланных чужаков и нерадивых рабов, нагружать самой тяжёлой и грязной работой, наказывать плетьми. Но и этого показалось мало, так что один из фараонов приказал убивать всех рождающихся у евреев мальчиков. В такое страшное время и появился в одной еврейской семье сын. Матери удалось некоторое время прятать его, а когда скрывать стало невозможно, она положила ребёнка в сплетённую из тростника корзинку, осмолила и спрятала её в зарослях у берега Нила. Вскоре на берег вышла дочь фараона. Она услышала плач младенца, сжалилась над ним, и он стал у неё вместо сына. При дворе мальчика обучили египетской мудрости, но поскольку кормилицей его стала родная мать, будущий пророк сочувствовал народу, родному ему по крови. Однажды, уже став взрослым, Моисей увидел, как египтянин избивает еврея, и убил обидчика, после чего бежал в пустынную землю Мадиамскую. Женившись на дочери местного священника, следующие 40 лет он пас стада своего тестя. И в один прекрасный день на склоне священной горы Хорив увидел чудо: терновый куст, объятый пламенем, но не сгорающий…
   Тата: А я знаю – это Неопалимая Купина – куст, из которого донёсся голос Бога. Бог велел Моисею спасти евреев. У нас такая икона дома есть, она от пожара спасает! Только на этой иконе в серединке Богоматерь изображена.
   Кирюша: А Моисей не испугался?
   Архивариус: Ещё как испугался! Ты только представь себе: прожил человек 80 лет, уже думал – спокойная старость пришла, а ему велено идти к фараону и спасать свой народ. Естественно, он посчитал себя недостойным такого поручения. Тогда Бог показал своё всемогущество: превратил посох Моисея в змею, а затем снова в посох. Потом повелел Моисею спрятать руку за пазуху и вынуть её – и рука побелела от проказы. А потом приказал снова положить за пазуху – и вынул Моисей руку чистой от проказы и здоровой.
   Тата: Я знаю, проказа – очень страшная болезнь, она бывает белая и чёрная. Её раньше лечить вообще не умели. Представляю, как Моисею было страшно!
   Кирюша: А главное – он понял, что придётся выполнять порученное ему Богом дело!
   Архивариус: Моисей вместе с братом Аароном пошёл к фараону и от имени Бога попросил отпустить евреев из Египта в пустыню, чтобы принести жертвы Богу. Однако фараон сказал, что братья отвлекают евреев от работы. Тогда за то, что фараон не отпустил евреев, Бог пора­зил Египет десятью страшными казнями. Вода в реке стала кровью, рыба вымерла, град и саранча истребили урожай, тьма наступила на земле. Но самой страшной была последняя казнь: избиение первенцев египетских. Не только детей, но и ягнят, козлят, телят…
   Кирюша: А их-то за что? Они же маленькие! Фараон виноват, а дети отвечают! Ничего себе!   Неопалимая Купина.  Картина С. Бурдона. 1642–1645  
  Архивариус: Н‑да… Но ведь Бог девять раз предупредил фараона. Повторяю, Ветхий Завет – книга суровая. Должен вам сказать, что евреи не забыли той ночи, когда ангел смерти пролетел над Египтом, минуя только их дома, помеченные кровью жертвенных животных: ведь Моисей предупредил свой народ о грядущем бедствии. И сделался великий вопль [во всей земле] Египетской, где не было дома, где не было бы мертвеца. В память о своём чудесном спасении они каждый год отмечают Пасху. При этом даже язычники – римляне уважали этот день и отпускали в Иудее одного узника по выбору еврейского народа. Запомните этот очень важный момент.
    Тата: Так ведь Пасха – это христианский праздник, а не еврейский!
  Бабушка: Еврейская Пасха называется Ветхозаветной, но она связана с христианской – Новозаветной, потому что Спаситель был распят как раз в день этого праздника, на который евреи собрались в Иерусалиме.
 Архивариус: Да, именно на празднование Ветхозаветной Пасхи Спаситель пришёл в Иерусалим, где его арестовали и казнили. И мы празднуем Его Воскресение – Новозаветную Пасху. Христианская Пасха всегда празднуется в воскресенье – когда Христос воскрес на третий день после смерти на кресте.
   У фараона ведь тоже погиб первенец, и он, конечно, от страха отпустил евреев в пустыню – только помолиться, как они просили. Однако те ушли со всем своим скотом и прочим имуществом. Уходя, евреи взяли с собой прах Иосифа и других своих патриархов. И Бог шёл перед ними в столпе огненном и указывал им путь.
    Кирюша: Ничего себе – обманули евреи фараона-то! Он же их на время отпускал, а они…
   Архивариус: Конечно, египтяне скоро спохватились: ведь из Египта ушло 600 тысяч человек – притом, что считали только мужчин. Представляете, сколько всего ушло народу? И работать везде, где до того трудились евреи, пришлось самим египтянам. Тогда фараон послал вдогонку своё войско.  А в это время евреи уже подходили к Чермному морю…
    Кирюша: К Чёрному?
    Тата: К Красному!
    Кирюша: Почему к Красному?
  Архивариус: В Библии Чермным называется то море, которое мы называем Красным. И вот представьте себе: впереди – море, а в пустыне уже вьётся пыль – скачет вдогонку евреям фараоново войско.
    Кирюша: И как же они спаслись?
   Бабушка: Так с ними же был Бог! Он велел Моисею взять свой жезл и разделить море. Море расступилось, и евреи пошли по открывшемуся дну меж двумя стенами воды. Потом воды по знаку Моисея сомкнулись, и войско фараона со всеми всадниками и колесницами потонуло. А Моисей повёл евреев в Землю Обетованную, и путь их длился 40 лет.
   Кирюша: Сколько?! Да за это время земной шар можно не спеша обойти по экватору, и даже не один раз.
   Бабушка: Кирюша, ты помнишь, откуда ушли евреи?
   Кирюша: Из Египта, а что?
   Бабушка: А что они делали в Египте?
   Кирюша: Ну, работали…
   Бабушка: Верно, но евреи в Египте не были свободными, они были рабами! И стали осознавать себя рабами, понимаешь?
   Кирюша: Как это?  Моисей со Скрижалями Завета.  Картина Рембрандта. 1659
  Бабушка: Евреи прожили в Египте четыреста лет и за это время привыкли к рабству, сжились со своим положением и уже воспринимали мир как рабы, – совсем иначе, чем воспринимает мир свободный человек. И Моисей это понимал. Он провёл по дну Красного моря толпу рабов, но знал, что должен привести в священную Землю Обетованную свободный богоизбранный народ. Вот он и водил евреев по пустыне, пока родилось и созрело поколение, не знавшее унижений рабства.
   Архивариус: В эти 40 лет люди проходили через испытания, преодолевали трудности, смертельные опасности, от которых их спасал Бог. И учились отвечать за свои поступки, быть свободными людьми.
   Кирюша: А если Бог их всё равно спасал, зачем Он им эти трудности посылал-то?
   Бабушка: А зачем ты решаешь арифметические задачи: из одной трубы вытекает вода, в другую втекает?..
   Кирюша: Ну, чтобы научиться считать… И ещё – логически мыслить, думать то есть… Мозг чтобы развивался…
   Бабушка: Вот и Бог учил евреев быть свободными людьми.
   Тата: А что они ели в пустыне, ведь у них на 40 лет никак продуктов не могло хватить?
   Архивариус: Первые три дня шли евреи по безводной пустыне Аравийской. Все попадавшиеся им по пути источники были горькими. И они уже почти умирали от жажды. Тут по указанию Бога Моисей опустил в воду некое дерево – и воды стали сладкими. В другой раз в безводной пустыне Рефидиме Моисей ударил жезлом по скале – и вызвал целый поток воды. Потом люди стали голодать без мясной пищи, и Бог стал посылать им с неба перепелов.
    Бабушка: И манну.
   Архивариус: Уже в третий месяц после исхода из Египта собравшиеся возле горы Синай евреи увидели на вершине огонь и дым и поняли, что там находится Бог. Моисей поднялся на гору и принял от Него Скрижали Завета. 40 дней находился он на горе, а когда спустился, увидел, что его народ, только что получивший Законы, среди которых один запрещал создавать кумиров (идолов) и поклоняться им, пляшет вокруг отлитого из золота тельца, которого обожествляли египтяне.
   Тата: Это священный бык Апис, нам на истории рассказывали!
  Бабушка: Гнев Моисея был велик. Он разбил скрижали, расплавил тельца, стёр его во прах и велел казнить три тысячи человек зачинщиков. А затем пошёл к Богу и умолял Его простить народ еврейский, явить ему, Моисею, Свою Славу так, чтобы евреи поверили его словам. Тогда Бог прошёл в Славе мимо Моисея, отсвет Славы Господней коснулся лица пророка – и оно засияло так, что смотреть на него стало невозможно. На картинах эту Славу изображают в виде лучей, исходящих от головы Моисея, а Микеланджело изобразил её в виде двух рожек, о которых спрашивал Кирюша. С тех пор Моисей закрывал лицо покрывалом.
    Тата: А за что же было так сильно наказывать народ?
   Кирюша: Это я как раз понял: за измену! И за то, что люди в душе так и остались египетскими рабами.
   Тата: А какие законы дал Бог?
   Архивариус: А вот я вам их прочитаю в переложении на простой и доступный русский язык:

   1. Я Господь Бог твой… да не будет у тебя других Богов пред лицем Моим.
   2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им…
   3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно…
   4.Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему…
   5. Почитай отца твоего и мать твою.., чтобы продлились дни твои на земле…
   6. Не убивай.
   7. Не прелюбодействуй.
   8. Не кради.
   9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  10. Не желай дома ближнего твоего.., [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего.

   Кирюша: А что – очень даже правильные законы! Они не только евреям – всем подходят. Только у нас выходной не суббота, а воскресенье. А так – всё верно.
   Тата: Ну, почему идолов делать нельзя, я понимаю. А почему «никакого изображения» – непонятно.
   Бабушка: Христианская Церковь никогда не одобряла изображения Бога Отца, ведь Его не видел «никто никогда». А вот Иисуса Христа на иконах и картинах изображают, и скульптуры его известны – в европейском искусстве и в русском, особенно во второй половине ХIХ века.
   Тата: А до того у нас что – скульптуры не было?
   Бабушка: Русь до крещения была языческой и поклонялась идолам, сделанным из дерева и камня. Сам князь Владимир, пожелав объединить русские земли, сначала сделал единое капище – собрал идолов разных племён в одном месте. Когда же окрестился и пришёл в Киев крестить народ, велел этих идолов – Перуна, Велеса и прочих – порубить и бросить в Днепр. А чтобы Русь забыла старые языческие верования, было запрещено создавать идолов, то есть круглую скульптуру – статуи. Использовались только рельефы: вспомните владимирские соборы! Позже появились деревянные статуи, чаще всего – Христос в темнице, святитель Николай, Параскева Пятница, ангелы. А при Петре I…
    Тата: Помним-помним! Из-за границы стали приво­зить скульптуры и украшать ими дворцы, в Летнем саду их понаставили…
   Кирюша: А народ их всё равно не принимал. Возле Венеры Таврической даже караульного поставили, чтобы её камнями не забросали.
   Бабушка: Молодцы. У евреев было нечто подобное. Ведь богоизбранный народ жил в окружении язычников, поклонявшихся богам, которых чаще всего изображали в виде скульптуры.
   Тата: Кирюша, вспомни Эрмитаж, скульптуру Двуречья, Египта, Греции, Рима! Там все боги – скульптура, иными словами – кумиры. Вот Бог и запретил своему народу им поклоняться! А что дальше было?
   Архивариус: Бог подробно объяснил Моисею, как сделать святилище – переносной храм для хранения Скрижали Завета в особом ковчеге. Но ещё немало испытаний пришлось пережить евреям, пока они увидели Землю Обетованную.
   Бабушка: Конечно, обо всех этих испытаниях мы сегодня не расскажем, но я хотела бы показать вам замечательную картину русского художника Фёдора Антоновича Бруни, которую вы, возможно, уже видели в Русском музее. Когда евреи шли по пустыне, естественно, терпели немало лишений. Бог, правда, кормил их и вёл, но они стали роптать, недовольные пищей. И снова Богу пришлось наказать людей. Он наслал на них дождь из ядовитых змей. Многие умирали от их укусов. Евреи раскаялись и умоляли Моисея попросить у Бога прощения. Именно этот эпизод и стал основой для картины Бруни «Медный змий». Посмотрите внимательно на эту репродукцию.
   Тата: Как страшно! Змеи падают с неба, да какие огромные!
   Тата: А куда это люди бегут?  Медный змий. Картина Ф. Бруни. Фрагмент. 1841.   
   Бабушка: Посмотрите на левый верхний угол картины – что там изображено?
   Кирюша: На крест похоже, будто он на горке стоит, на этой, как её, Голгофе!
   Бабушка: Ну, не крест, а столб, но изобразил его Бруни и правда так, что он напоминает распятие. А что на кресте, не видите?
   Тата: Бабуля, там что – тоже змея? Зачем это?
   Бабушка: Это ещё одно испытание Господне. Когда люди раскаялись и стали просить о прощении, Господь послал им спасение: повелел Моисею сделать из меди змия. И кто из ужаленных смотрел на этого змия с верой в спасение, обретал его.
    Кирюша: Нет, я этого не понимаю!
   Бабушка: Ты ведь сам сказал, Кирюша, что изображение столпа со змием на картине Бруни напоминает Голгофу. Так Господь послал людям весть о том, что их грехи будут искуплены Спасителем на кресте.
    Бабушка: А это вожди – священники, они не роптали – и не боятся наказания.
    Кирюша: А вон опять дети! Они разве виноваты?
   Бабушка: Тяжела десница Господня. Но Он не наказывает – Он учит. Только поймёте вы это очень нескоро. Поражая дитя, Он учит его родителей. И, возможно, спасает это дитя от худших мучений в будущем. Когда подрастёте и наберётесь ума, чтобы читать Библию, сами увидите: все сорок лет пути Господь учил евреев всему, вплоть до самых мелких деталей быта. И сердился на их упрямое нежелание учиться, становиться свободным народом, называл Свой народ «жестоковыйным».
    Тата: Бабуля, неужели всё это на самом деле было?
   Бабушка: Учёные приложили массу усилий, чтобы понять историческую основу библейских событий. К примеру, доказали, как можно было перейти пешком Красное море. Выяснили, что такое манна небесная. Строили гипотезы по поводу того, мог ли выпасть дождь из змей. Это всё, конечно, интересно. Но ведь не это главное: как вся Библия, рассказ об исходе евреев из плена имеет преж­де всего поучительный смысл. Ведь вот выражение «поклоняться золотому тельцу» вы, конечно, слышали в речи старших. Оно имеет вполне определённый смысл: поклоняться богатству, превыше всего ценить деньги и материальные блага. Но на всём пути Господь охранял и спасал свой народ, являя ему множество чудес.
   Тата: И что было потом? Привёл Моисей народ в Землю Обетованную?
   Бабушка: Привёл. Но сам не был удостоен, так же как и его брат Аарон, войти в неё. По указанию Господа он передал свои полномочия преемнику – Иисусу Навину, повторил своему народу ещё раз данные ему Законы и поучения Господни, вписал последние распоряжения в книгу, которую отдал для хранения в Ковчеге Завета. В последней встрече Господь открыл ему будущую неблагодарность народа и с вершины горы Нево показал издали Землю Обетованную. Потом Моисей умер и был похоронен. А неблагодарность его народа была такова, что люди даже забыли, где похоронили своего вождя. Могила его неизвестна поныне.
   Кирюша: А кости Иосифа с собой из Египта унесли! Как же они могли забыть Моисея?
  Архивариус: Вот вы об этом и подумайте на досуге. Полагаю, в будущем вы не раз вспомните этот библейский эпизод. Ведь не зря говорят, что люди любят не тех, кто сделал им добро, а тех, кому добро сделали они. И ещё говорят: «Ни одно доброе дело не остаётся безнаказанным»; «Не делай добра – не наживёшь врага!»
   Тата: Почему это? Я совершенно не согласна!
   Архивариус: Попытайтесь сами найти ответ на эти вопросы.

 

Нонна ЯКОВЛЕВА
Продолжение в № 09 - 2013

http://www.nauka-i-religia.ru/modules.php?name=Content&op=showpage&pid=651

Рубрика: