Картина Н.К. Рериха "Николай Угодник"

Николай Угодник, Николай Мирликийский — христианский святитель, живший, по преданию, в первой половине IV века. Никола у русского народа — наиболее почитаемый и любимый святой. Его обычно представляли простым старичком, который бродит с посохом по земле и помогает России. 

В своих произведениях Рерих так и воплотил народное почитание заступника и помощника и в обращении к нему выразил самое наболевшее, самое важное. Его картины — это искренний диалог с близким святым, в котором слышна боль за Россию. 

Никола милостивый! Ты — чудотворец! Ты — могущий! Ты — святитель воинствующий! 
Ты — сердца побеждающий! Ты — водитель мыслей истинных! Силы земные ты знающий! 
Ты — меч хранящий! Ты — городам заступник! Ты — правду зрящий! Слышишь, владыко, моления? 
Злые силы на нас ополчилися. Защити, владыко, пречистый град! Пречистый град — врагам озлобление! 
Прими, владыко, прекрасный град! Подвигнь, отче, священный меч! Подвигнь, отче, всё воинство! 
Чудотворец! Яви грозный лик! Укрой грады святым мечом! Ты можешь! Тебе сила дана! 
Мы стоим без страха и трепета. 

Н.К. Рерих. Сон. 1916 

Карандашный набросок из нью-йоркского музея позволяет прикоснуться к первоначальному замыслу Рериха и проследить, как развивалась мысль художника. Фактически композиционная схема сохранилась; в ней автор изменил совсем немного, лишь крутизну линии горизонта. Но как это сказалось на идейном смысле образа! Произведение вместо диагонального движения приобрело восходящую устремлённость к небесам. 

"Посылаю Вам снимок моей картины «Св. Никола» — идёт из храма посмотреть, что на земле творится! "

Н.К. Рерих — М.К. Тенишевой 

Эта работа создана на основе сведений о явлении Николы в России и в то же время, безусловно, опирается на известные письменные источники о древних чудесах Святителя. В преданиях упоминаются церковь Николы и град за ним. Возле этого храма нередко являлся сам Святой Николай. В рериховском пейзаже и церковь, и град стоят не на земле Антиохийской; в нём сразу узнаётся Россия — высокий холм, на котором воздвигнут белокаменный русский город Владимир с Дмитриевским собором, окружённый крепостной стеной. 

Великий интуитивист современности, Николай Рерих в преддверии революций и крушения Святой Руси ощущал предгрозовую атмосферу. На полотне небесное пространство над Россией, ранее покрытое благодатным покровом кучевых облаков, пронзают чёрные стрелы, неумолимо приближается грохочущая туча. 

Как завет всем верующим остались в памяти поколений слова Николы, которые, надо полагать, художник хотел напомнить соотечественникам: «Если хочешь здоровым быть, иди в церковь мою» (Чудеса Николы Мирликийского). Не случайно именно храм как символ спасения автор помещает в центр картины. 

В качестве иконографического прототипа для своего Николы мастер выбрал известный образ с афонской фрески. Высокий лоб, округлая голая голова, седина редких волос, белые движки у переносицы — всё это аккуратно наследуется Рерихом. Вместе с тем его реплика лишена богатых жемчужных украшений в одежде и на Евангелии, которое теперь вообще отсутствует. Вместо него в левой руке у Святителя — посох, что более соответствует народным представлениям о Николе-страннике, старичке-помощнике. Афонский образ представлен в лёгком развороте головы — будто спокойно внимающим с высоты обращённым к нему молениям. Рерих изображает Николу более строгим и суровым. Зрителей будоражит нахмуренный и озабоченный взгляд святого. Его глаза словно сверлят душу, требовательно вопрошают — но и вселяют надежду.

http://www.art-drawing.ru/gallery/715-roerich-nicholas/detail/23703-nich...

Рубрика: