Иудаизм и ислам

С началом возникновения и распространения в 17 веке на Аравийском полуострове ислама, началось взаимодействие этих двух монотеистических религий. 

Обе эти религии берут свое начало от Авраама, а потому обе они являются авраамическими религиями. Поэтому между этими аспектами есть много общих черт. Даже Мохаммед говорил, что вера, которая была провозглашена им, есть, по сути, не что иное как наичистейшая религия самого Авраама, религия, которая позже была искажена как христианами, так и иудеями.

В отличие от христиан иудеи признают, что ислам является последовательным монотеизмом. По старой привычке, евреям, которые жили в странах мусульман, разрешалось управлять своими сугубо внутренними делами и исповедовать свою религию. Им была предоставлена полная свобода в выборе места их жительства и выборе профессии. Если проникнуть в глубь истории, то можно увидеть, что в исламской Андалусии годы с 712 по 1066 были для еврейской культуры настоящим золотым веком. Как говорит Лев Поляков, в мусульманских странах евреи процветали, а их общины пользовались огромными привилегиями. Никто не ставил перед ними социальных барьеров, которые бы препятствовали ведению ими деятельности. Большая часть евреев решили образовывать свои общины, иммигрировав в те районы, которые были завоеваны мусульманскими странами. Евреи, которые католической церковью были выгнаны с территории Испании, нашли убежище в Османской империи.

Естественно, что евреи, как любые люди, не принадлежавшие к мусульманству, находились в этих странах в положении подданства. Во времена Аббасидов мусульманскими авторитетами были разработаны законы, которые стали основой для статуса зимми, который, в свою очередь, существовал для этих народов. Евреи пользовались защитой своего имущества, но они обязаны были признавать во всех сферах жизни страны безраздельное господство ислама и должны были платить джизью, т.е. социальный налог. Но зато от других налогов они освобождались, а также освобождались от несения службы в армии. 

Но все-таки если попробовать предсказать будущее этих религий, то, по-видимому, иудаизм переживет ислам, ибо иудаизм больше соответствует торгашескому духу современности. Деньги появились как закономерный инструмент обмена. Они не могли не появиться. Но евреи раньше других схватили сущность денег и пропитали ею свое учение. Именно потому евреи всегда были так успешны в деле управления деньгами. А теперь, когда товарно-денежные отношения достигли своего пика в наше время, евреи должны чувствовать себя в таком мире как нельзя лучше. В то время, как традиции ислама под действием глобализации будут непременно разлагаться, пока эта религия вовсе не исчезнет. Иудаизм тоже со временем ждет печальный конец. Но можно предположить, что это он наступит намного позже.