Исповедь и причастие. Церковные таинства

Изначально человек был создан свободным существом, имеющим возможность выбирать свой путь с Богом, без Бога, либо против Бога. Человек был безгрешен, не имел греха. Грех в жизни человека появился тогда, когда он дерзнул познать этот мир без помощи Божией, одними своими человеческими силами. Это и был так называемый первородный грех, который лишил человека возможности быть неотступно с Богом, возрастать в тайне Божественной. Для того, чтобы мы имели возможность жить так, как это было задумано Творцом, Господом были установлены таинства.

Таинства церкви - это священнодействия, являемые людям посредством церковных обрядов, через которые на верующих ниспосылается особая, Божественная благодать.

В православной церкви установлены семь таинств. Исповедь или покаяние и Святая Евхаристия (Причастие) - это таинства, установленные самим Иисусом Христом.

В чем же суть этих таинств, где корни их происхождения, как эти два таинства связаны между собой?

Исповедь - это таинство, в котором кающийся человек через священника, освобождается от грехов. Это таинство нередко еще называют таинством покаяния. Но сама исповедь человека невозможна без осознанного раскаяния человека за свои неправильные деяния, грехи. Во время совершения таинства Крещения человек получает прощение от всех грехов, сотворенных им ранее. Но в дальнейшей жизни человек ежедневно сталкивается с искушениями, испытаниями своей совести, которые часто приводят к падениям, грехам. Человек, который с верой притекает в храм Божий, надеется на милосердие Господа Иисуса Христа, в любой момент может воспользоваться таинством исповеди для очищения своего тела от грехопадений.

О таинстве исповеди упоминается в книге Деяний апостольских. В древней церкви существовала исповедь тайная, а также публичная. В зависимости от того, насколько тяжким был грех человека, назначались церковные наказания. За особо тяжкие грехи, такие как убийства, прелюбодеяние, люди изгонялись из общества верующих. Публичная исповедь в конце IX века была упразднена, так как многие люди стали скрывать свои грехи, стыдиться. Наказание за особо тяжкие грехи существует и в современной церкви. Его называют епитимия. Также существует практика общей исповеди, когда священник из-за большого стечения людей не может принять исповедание лично у каждого кающегося человека. Но большинство пастырей, духовных наставников не одобряют такой практики исповедания. Только в личной беседе со священником возможна полноценная исповедь. Ведь прощает грех не священник, а Господь Бог; священник только исполняет роль посредника между человеком и Богом. В современной Православной церкви таинство исповеди обычно предшествует таинству Причастия, хотя исповедоваться можно человеку и независимо от того, будет он причащаться или нет.

Причастие («Святая Евхаристия» по-гречески означает «благодарение») занимает основное место в Православной церкви и в жизни каждого верующего человека. Евхаристия - это превращение хлеба и вина в Тело и Кровь Христову. Это таинство было установлено самим Спасителем на Тайной Вечери незадолго до Его страданий и смерти. По слову Иисуса, как для плоти человека нужны пища и питье, так нужны пища и питие для души. Человек приходит в храм, причащается и тем самым участвует в Тайной Вечери, за которой Иисус Христос разделил с учениками Свою вечную жизнь. В таинстве Причастия происходит как бы соединение человеческого естества со всемогущей Божественной благодатью. Благодаря этому соединению, Господь помогает грешному и немощному человеку исправлять свои страсти и пороки, с которыми подчас человек не в силах справиться самостоятельно. Причастие или Евхаристия совершается во время Божественной Литургии - основного православного богослужения. Во время Литургии причащаются как простые прихожане храмов, так и духовенство. По уставу церкви каждый верующий должен причащаться хотя бы два раза в год. Для того, чтобы причаститься верующий обязательно должен подготовиться. Подготовка к Причастию состоит в содержании поста, исполнении молитвенного правила и исповеди. Причастие без осознания грехов и раскаяния в них невозможно. Исповедь же возможна в любое время и при любых обстоятельствах. Главным условием как для исповеди, так и для Причастия, является вера в Бога, во всепрощающее милосердие Божие и готовность исправлять свою жизнь с помощью Божией.

Рубрика: